Упражнения на координацию движений и баланс — ключ к умению танцевать и красиво двигаться.

Хотите научиться танцевать, развить красоту и грацию движений, уверенно чувствовать себя зимой на катке? Может быть, вы играете в баскетбол или мечтаете научиться жонглировать? Так или иначе, ключевым навыком, необходимым для получения хорошего результата, является развитие координации. Далеко не всем повезло с хорошей координацией движений. Неловкость и неуклюжесть портят удовольствие от танцев и спортивных игр, да и в повседневной жизни эти качества доставляют массу неудобств. В этой статье мы приводим упражнения на координацию, которые помогут почувствовать собственное тело и научат его работать слаженно при выполнении сложных движений.

Простой тест на координацию

Встаньте на одну ногу. Другую ногу согните в колене и поднимите так высоко к груди, как сможете. Через минуту поменяйте ноги. После этого оцените себя, ответив на вопросы:

  • было ли вам легко сохранять равновесие;
  • на какой ноге было проще стоять.

Теперь повторите тест, но при этом закройте глаза. Если вы смогли удержаться на каждой ноге в течение 30 секунд, то никаких проблем с равновесием нет. В противном случае рекомендуется регулярно делать упражнения на координацию движений и повторять тест каждый месяц для отслеживания результатов. Мониторинг прогресса прекрасно поддерживает мотивацию и помогает не забросить начатое.

Что дают упражнения на координацию?

Развить координацию движений помогают в том числе и занятия йогой.

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);
  • развить чувство равновесия;
  • улучшить ориентировку в пространстве;
  • повысить ловкость;
  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;
  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

Программа упражнений на координацию

Далее будут приведены несложные упражнения на ловкость и координацию. Их можно выполнять отдельно или включать в программу общей тренировки тела. Их цель — научить тело двигаться вне зависимости от зрительных ощущений и реакций мозга.

Начинаем с двух ног

Поставьте ноги вместе, соедините стопы, закройте глаза и вытяните руки в стороны. Сохраняйте это положение 30 секунд. Затем поднимите руки вверх и постойте так ещё 30 секунд.

Поднимаемся на носки

Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение.

Наклоны в сторону, стоя на носках

Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Держим баланс на одной ноге

Разведите руки в стороны и поднимите одну ногу. Сохраняйте это положение 1 минуту, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу. Поменяйте ногу и повторите. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками.

Поза ласточки

В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу.

Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза.

Ловим мяч, стоя на одной ноге

Встаньте напротив стены и поднимите одну ногу. Кидайте мяч в стену и ловите его одной или двумя руками. При этом всё время смотрите на мяч.

Походка кошки

Ходьба по линии укрепляет мышцы стабилизаторы и развивает чувство баланса.

Замечательное упражнение, которое можно выполнять во время прогулок на свежем воздухе. В детстве все мы любили ходить по узким бордюрам. Пора бы вспомнить эту привычку. Мягко ступайте по узкому бордюру и старайтесь сохранять равновесие, при необходимости помогая себе движением рук, как только привыкните – идите быстрее. Также это упражнение на координацию можно выполнять и дома. Просто расстелите на полу сантиметровую ленту и двигайтесь наступая на неё.

Тренируем движения рук — учимся жонглировать

В каждую руку возьмите по теннисному мячику. Подкидывайте и ловите их, не меняя руки (правая подбросила — она же поймала). Продолжайте в течение 1 минуты. Попробуйте усложнить предыдущее упражнение. Теперь левая рука подбрасывает, а правая ловит и наоборот. Время выполнения — 1 минута. Добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать. Это не так просто как кажется на первый взгляд, но ведь вы трудностей не боитесь?

Ловим мелкие предметы, камешки, монеты

Согните руку в локте и поднимите её так, чтобы кисть оказалась возле уха, а предплечье было параллельно полу. На локоть положите несколько монет или мелких камешков. Упругим движением разогните руку, не допуская щелчка в локтевом суставе (разгибаем руку не до конца). Попытайтесь поймать все монеты кистью. Выполните движение 5 раз на каждую руку. Новичкам лучше начинать с одного мелкого предмета. Если такое движение выполнить сложно – просто подкидывайте монету в воздух и ловите ее поочередно одной и другой рукой.

Вращаем предплечьями

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны параллельно полу. Одну руку согните в локте так, чтобы кисть находилась возле груди и была направлена в сторону второй руки. Начинайте вращать руки в локтевом суставе. Кисти должны описывать круги, а плечи оставаться параллельными полу. Сначала вращение выполняйте обеими руками выполняйте в одну сторону, скажем, вправо, потом влево, потом в противоположные стороны.

Как улучшить координацию движений и быстро увидеть положительные изменения? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Выполняйте 2-3 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.
  2. Добавьте активного движения в свою жизнь. Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы, командные спортивные игры или же игры с детьми. Старайтесь не упускать любую возможность подвигаться. Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам.
  3. Пробуйте новое! Если стандартные занятия надоели или вы не можете достигнуть желаемого результата, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, или кикбоксинга.
  4. Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 5-6 занятий переходите к более сложному варианту.

Развитая координация — это качество, которое упростит занятия фитнесом, танцами, боевыми искусствами, да и просто пригодится в повседневной жизни. Также оно значительно снижает вероятность травм и серьёзных ушибов, ведь многие из них случаются как раз по причине потери равновесия. Регулярное выполнение описанных упражнений на ловкость и координацию научит мышцы работать уверенно и согласованно.

В дополнение приведу несколько примеров видео тренировок на развитие координации, баланса и ловкости.

Процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции.

При развитии двигательного навыка координация движений видоизменяется, в том числе происходит освоение инерционности двигающихся органов. Поначалу управление происходит за счет активной статической фиксации этих органов, затем - за счет кратковременных физических импульсов, направляемых в определенный момент к нужной мышце.

На заключительных стадиях развития координации, используются инерционные движения. В уже сложившемся динамически устойчивом движении, уравновешивание всех инерционных движений происходит автоматически, без произведения дополнительных коррекционных импульсов.

Координация движений дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Если происходит нарушение координации, это говорит об изменениях, происходящих в ЦНС.

Наша центральная нервная система – это сложное, взаимосвязанное образование из нервных клеток, расположенное в спинном и головном мозге.

Когда мы хотим совершить какое-либо движение, мозг посылает сигнал, и в ответ на него начинают двигаться конечности, туловище или иные части тела. Если ЦНС работает неслаженно, если в ней происходят отклонения, сигнал не достигает цели или передается в искаженном виде.

Причины нарушения координации движений

Причин нарушения координаций движения существует немало. Сюда относятся следующие факторы:

  • физическое истощение организма;
  • воздействие спиртосодержащих, наркотических и других отравляющих веществ;
  • травмы головного мозга;
  • склеротические изменения;
  • дистрофия мускулатуры;
  • каталепсия – редкое явление, при котором мускулатура ослабевает из-за взрыва эмоций, скажем, гнева или восторга.

Нарушение координации относят к опасным для человека отклонениям, ведь в таком состоянии ничего не стоит получить травму. Нередко это сопутствует пожилому возрасту, а также перенесенным неврологическим заболеваниям, ярким примером которых в данном случае является инсульт.

Нарушение координации движений возникает и при болезнях опорно-двигательной системы (при плохой координации мышц, слабости в мускулатуре нижних конечностей и т.п.) Если посмотреть на такого больного, становится заметно, что ему сложно поддерживать вертикальное положение, ходить.

Кроме того, нарушение координации движений может являться симптомом следующих заболеваний:

Признаки нарушения координации движений

Люди с подобными недугами двигаются неуверенно, в движениях просматривается расхлябанность, слишком большая амплитуда, несогласованность. Попытавшись очертить воображаемую окружность в воздухе, человек сталкивается с проблемой – вместо круга у него получается ломаная линия, зигзаг.

Другой тест на нарушение координации состоит в том, что пациента просят дотронуться до кончика носа, и его также постигает неудача.

Посмотрев на почерк больного, вы также убедитесь, что с мышечным контролем у него не все в порядке, так как буквы и строчки наползают друг на друга, делаются неровными, неаккуратными.

Симптомы нарушения координации движений

Существуют следующие симптомы нарушения координации движений:

Шаткие движения

Этот симптом проявляется при ослаблении мышц тела, особенно конечностей. Движения больного становятся несогласованными. При ходьбе его сильно шатает, шаги становятся резкими, имеют разную длину.

Тремор

Тремор – дрожание кистей рук или головы. Бывает сильный и почти незаметный тремор. У некоторых больных он начинается лишь в процессе движения, у других – только когда они неподвижны. При сильном беспокойстве тремор нарастает; шаткие, неравномерные движения. При ослаблении мускулатуры тела конечности не получают достаточной основы при движениях. Пациент шагает неровно, прерывисто, шаги имеют разную длину, его пошатывает.

Атаксия

Атаксия – вызвается поражением лобных отделов головного мозга, мозжечка, нервных волокон, передающих сигнал по каналам спинного и головного мозга. Врачи выделяют статическую и динамическую атаксию. При статической атаксии человек не может поддерживать равновесие в положении стоя, при динамической ему трудно сбалансировано двигаться.

Тесты на координацию движений

К сожалению, многие люди имеют плохую координации. Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам очень простой тест.

Тест №1

Для этого вам необходимо выполнять упражнение стоя. Попробуйте сдвинуть носки и пятки вместе в тот момент, когда ваши глаза закрыты.

Тест №2

Еще один вариант проверить свою координацию движений - сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву "б", имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.

Тест №3

Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза - это отличный результат. Мы поздравляем вас! У вас хорошая координация. Но если вам не удалось сразу на отлично выполнить все вышеуказанное, отчаиваться не стоит!

Упражнения для развития координации движений

Наибольшего эффекта можно достичь в том случае, если развивать координацию с 6-10 лет. В этот период ребенок развивается, учится ловкости, скорости, точности, координируя в играх и упражнениях свои движения.

Развить координацию движений можно с помощью специальных упражнений и тренировок, благодаря пилатесу, занятиям брейком, а также с помощью других видов спорта, которые подразумевают различные предметы (фитбол, гантели, скакалки, мячи медицинские, палки и т.п.)

Упражнения на координацию можно выполнять, где угодно, например:

В транспорте

Не ищите свободного места, а лучше постойте и выполните упражнение. Расставьте ноги на ширине плеч и постарайтесь во время дороги не держаться за поручни автомобиля. Выполняйте упражнение аккуратно, чтобы при резкой остановке, вы не укатились на пол. Ну и пусть на вас смотрят удивленные пассажиры, зато скоро вы будете иметь отличную координацию!

На стремянке

Держась руками за стремянку, поднимитесь вверх и спуститесь вниз. Как только вы прорепетировали несколько подъемов и спусков, попробуйте тоже самое упражнение выполнить, но уже без помощи рук.

Стоя на полу

Вам понадобится в каждую руку по яблоку. Представьте, что вы находитесь на арене цирка и жонглируете. Ваша задача подкидывать яблоки вверх и при этом ловить их снова. Усложнить задачу можно, подкидывая оба яблока одновременно. Как только вы наловчитесь подкидывать оба яблока и ловить их той рукой, которая делала бросок, приступайте к усложненной версии упражнения. Выполните тоже самое движение, но поймать яблоко следует другой рукой, накрест расположив руки.

На узком бордюре

На узком бордюре можно выполнять ряд упражнений, координирующих ваши движения. Найдите узкий бордюр и ежедневно проходите по нему, пока ваша походка не станет как у кошки - грациозная, плавная и красивая.

Существует ряд упражнений на координацию, которые можно выполнять ежедневно:

  • делать кувырки вперед, назад;
  • выполнение бега, прыжков и различных эстафет со скакалкой;
  • совмещение нескольких упражнений в одно, например, кувырок и ловля мяча;
  • попадание в цель мячом.

Использование мяча: удар об стенку и его ловля, удары мяча об пол, броски мяча от груди партнеру в разных направлениях (в данном упражнении необходимо не только бросать мяч, но и ловить его в таких же непредсказуемых направлениях).

К каким врачам обращаться при нарушении координации движений:

Вопросы и ответы по теме "Координация движений"

Вопрос: Здравствуйте. У меня постоянно все падает, летит из рук. И ещё как бы я не старалась делаю всё медленно. Это может быть из-за нарушения координации движения? Заранее спасибо.

Ответ: Вам нужна очная консультация невролога.

Вопрос: Последнее время очень часто спотыкаюсь на ровном месте без причины. Может ли это быть нарушением координации? Такого никогда не было.

Ответ: Можно ли вашу походку назвать шаткой, движения несогласованными? Если да - это повод обратиться к неврологу очно.

Вопрос: Подскажите, если я удалю свою менингиому у меня наладится координация? Или это шейные дела, где у меня тоже проблема с грыжами?

Вопрос: Добрый день. Не могу понять что это. Бывает резко пропадает координация, потом появляется и все нормально. Не падаю. Физически крепкий, спортом занимаюсь.

Ответ: Здравствуйте. Причин может быть много (см. раздел "Причины"), рекомендуем обследоваться у невролога, чтобы не запустить что-нибудь серьезное.

Вопрос: Здравствуйте! У меня проблема с координацией движений. Постоянно ударяюсь об дверные косяки, просто не могу «вписаться» в дверь (меня как будто заносит). В общественном транспорте трудно стоять, постоянно болтаюсь, как тряпка по ветру, падаю на каждой кочке. Может ли это быть последствием остеохондроза (он у меня уже 4 года, шейного отдела), или это просто плохой вестибулярный аппарат и невнимательность?

Ответ: Здравствуйте, это может быть последствием шейного остеохондроза, вам необходимо обратиться на прием к невропатологу.

Вопрос: Здравствуйте. Болею около 2 лет (мне 25 лет). Нарушение координации движения, головокружение при ходьбе. Сидя, лежа, с поворотами головы головокружения не ощущаю. Возникало странное ощущение в голове, спазма сосудов, в такие моменты мне казалось я могу потерять сознание. Возникало чувство страха. Ответьте мне, пожалуйста, от чего кружится голова и как лечить? Достаточно ли оснований для того, чтобы сказать, что причина – остеохондроз шейного отдела позвоночника.

Ответ: Для уточнения диагноза необходимо проконсультироваться у невролога и отоневролога, а также сделать вестибулометрию и электрокохлеографию. Ваше состояние может быть связано с затруднением венозного оттока, но необходимо оценить также и состояние вестибулярного аппарата.

Вопрос: Добрый день! Какие существуют тесты на координацию движений?

Ответ: Ходьба обычным и быстрым шагом по комнате, ходьба на носочках и на пятках, "тандемная ходьба" (по линейке, от пятки к носку). При ходьбе просят совершить резкий поворот, проба с установкой рук, на заданном уровне. Одним из нарушений координации является скондированная речь, поэтому больного просят повторить слова "батенька-батенька" и пару коротких слов. Также может нарушаться движение глаз, поэтому проводят тест плавных слежений. Еще может проявиться сенситивная атаксия, поэтому проводят пробы на их выявление: коленно-пяточная проба пальценосовая, проба на обведение пальцем круга и рисования в воздухе восьмерки. На адиадохокинез (пронация и супинация кисти, сгибание и разгибание пальцев).

Вопрос: Здравствуйте! Как улучшить координацию движений? Спасибо.

Ответ: Координация движений, это сложный навык, или точнее сказать качество человека. И тренировать это качество, так же достаточно сложно. В основном, оно тренируется, в процессе выполнения сложных движений. Вот, например, попробуйте вращать одновременно, руками, в различных плоскостях. Если, точнее когда это у вас будет получаться легко, добавляйте вращения ногой, или головой, и другие двигательные элементы. Такие сложные движения как танцы, гимнастические упражнения, приемы борьбы и рукопашного боя, так же существенно улучшают общую координацию движений человека.

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

5-08-2011, 18:46

Описание

Процедура проведения обследования - важный компонент диагностики. Несоблюдение правил и условий обследования может в значительной степени исказить результаты, привести к ложным выводам и рекомендациям.

Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры (по телефону), присутствие посторонних людей, в том числе родителей. Общение психолога должно быть легким, голос - негромким, необходимо продемонстрировать неподдельный интерес к ребенку и результатам его деятельности. В то же время - поощрение активности ученика не должно переходить в оценивание успешности выполнения задания - психолог не должен занимать позицию педагога. Особенно недопустимы негативные оценки результатов выполнения проб.

Психолог должен вызвать интерес у ребенка к предлагаемым заданиям и собственной личности. Отсутствие заинтересованности может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.

В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества. В то же время психолог на этом этапе не должен брать на себя обучающую функцию и предоставить инициативу в выполнении заданий ребенку.

1. Проба на развитие реципрокной координации движений (проба Озерецкого)

Реципрокная координация рук - функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.

Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу, показанному экспериментатором. Взрослый кладет кисти рук на стол и, сжав в кулак одну из рук, плавно меняет положение кистей, выполняя одновременное сжимание одной кисти в кулак и разжимание другой. Инструкция ребенку: «Посмотри внимательно и сделай, как я. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю».

Если ребенок не может повторить движения после показа, повторный показ сопровождается словесной инструкцией: «Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай вместе со мной».

Необходимость развернутой инструкции уже свидетельствует о недостаточности межполушарной координации, однако вторая проба поможет психологу понять, насколько значителен и стоек данный дефект, насколько быстро возможно формирование двигательного навыка.

Плавность и одновременность-изолированность смены рук, уровень координации движений;

Степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);

Степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;

Наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

2. Тесты на динамически праксис.

Цель этих тестов - исследование динамической организации движений на уровне коры больших полушарий, способности выполнять действия по определенной программе. Выполнение заданной программы предполагает понимание поставленной задачи, удержание программы в памяти, способность к контролю и оценке собственных действий.

Ошибки в этих тестах говорят об инертности в двигательной сфере и нарушениях заднелобных отделов коры левого полушария.

а) проба «кулак-ребро-ладонь»

Проба выполняется одной рукой - по спонтанному выбору ребенка. Взрослый предлагает посмотреть, какое действие он покажет, и повторить его: «Посмотри, как делаю я, и повтори движения. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю». Положив руку на стол, экспериментатор 2-3 раза молча демонстрирует последовательность движений, сжимая руку в кулак, ставя ее на ребро ладони, кладя ладонь на стол. Учащийся должен понять последовательность движений и воспроизвести их. Движение выполняется ребенком до тех пор, пока не будет дана команда: «Достаточно».

При необходимости (наличии сомнений в полной сохранности функций, вопроса о способности к переносу заданной программы, сомнении относительно ведущей руки и т.д.) можно попросить ребенка выполнить данный алгоритм движений другой рукой.

Еще один вариант пробы - изменение программы движений, например, «ребро-кулак-ладонь». Подобный вариант задания демонстрирует сохранность исследуемых функций, способность к быстрой переключаемости, смене действий и деятельности. Однако ригидность, застревание (воспроизведение первого варианта программы), смешение двух алгоритмов движений могут не только свидетельствовать о наличии очагов органического поражения, но и являться индивидуальной особенностью нервной системы. Для выяснения этого вопроса требуются дополнительные тестовые задания. Поэтому окончательные выводы о степени и характере нарушений никогда не делаются на основании одного тестового задания.


Наличие персевераций;

Трудности переключения с одного элемента на другой;

Плавность выполнения движений;

Замедленность выполнения действий/максимально доступный темп;

Трудности запоминания программы (нарушение заданной последовательности движений внутри серии).

б) графическая проба «забор»

Психолог на листе бумаги А4, положенном по отношению к пишущему горизонтально (чтобы строка была максимально длинной), задает образец «забора» (рис. 1) и предлагает ребенку продолжить действие по образцу: «Продолжай рисовать "забор" по моему образцу до конца листа, не отрывая руки от бумаги. Начинай там, где остановился я».

Взрослый рисует не более двух-трех серий рисунка.

При неясности для экспериментатора некоторых диагностируемых критериев (в частности, способности сохранять программу действий без зрительной опоры на образец - при отсутствии такой способности ребенок постоянно соотносит, смотрит на образец во время выполнения действия) можно предложить учащемуся выполнить задание с закрытыми глазами, первоначально установив руку ребенка на начало строки. Это более трудный вариант выполнения пробы, он ярче продемонстрирует все имеющиеся у ребенка трудности в выполнении задания.

Критерии оценки успешности выполнения пробы:

Трудности переключения с одного элемента на другой (может инертно повторяться один из элементов);

Персеверации; - разрывы линии/отрыв руки от бумаги - плавность рисования линий;

Трудности запоминания программы: наличие зрительной опоры/сравнения с образцом при выполнении задания.

На рис. 2 приводятся примеры выполнения этого задания учащимися 1-4 классов КРО.

Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное восприятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» предметной картинки. Узнавание предполагает вычленение существенных признаков предметов, что является уже функцией мышления (ответственны лобные отделы мозга).

Экспериментальный материал - стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенных друг на друга (см. рис).

Наложение изображений усложняет восприятие и выделение отдельных образов, и именно усложненные условия позволяют определить наличие тех или иных нарушений данного психического процесса.

Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его: обведи фигуру по контуру».

Во время показа ребенком фигуры животного важно проследить, не соскальзывает ли он при обведении на детали других изображений. В случае если такое происходит, необходимо задать уточняющий вопрос: «А что это за часть тела у животного?»

Если учащийся делает длинную паузу, не показав все фигуры, психологу необходимо попробовать, задавая уточняющие вопросы, помочь ему продолжить выполнение задания: «Есть ли еще какое-либо животное на картинке? На кого оно похоже? Покажи его».

На экспериментальном бланке изображены следующие животные: слон, страус, летучая мышь, мышь, еж, олень, сова, тюлень. Иногда дети называют тюленя «кот», «морж», что не считается ошибкой.

Если ребенок правильно обвел животное, но не может правильно его назвать, - это не считается ошибкой восприятия. Незнание названий животных свидетельствует, скорее, о педагогической запущенности, суженное кругозора ученика.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Точность и дифференцированность показа/обведения фигуры (наличие- отсутствие «соскальзываний» на элементы другой фигуры);

Соответствие зрительного образа семантике заданной фигуры (опознание животного): «Кто это? На кого похожа эта фигура?»;

Плавность движений при обведении фигур;

Время выполнения/узнавания фигур;

Наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрослого;

Отказы от выполнения задания.

4. Рисуночная проба «Рисунок дома»

Тест направлен на выявление сформированности пространственного восприятия и пространственных представлений/образов, а также оптико-пространственных действий.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги А4, простой карандаш 2М и ластик. Лист он может расположить так, как ему удобно. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, такой дом, какой тебе сейчас хочется».

Иногда дети просят цветные карандаши, что само по 20 ?> себе показатель психического здоровья. Цвет может быть использован, если рассматривать рисунок как личностную проекцию. Однако в нашем случае следует отказаться от использования цветных карандашей и тем более фломастеров, поскольку одним из диагностических признаков является характер линий рисунка.

Во время выполнения рисунка нужно отследить, какие детали дома стираются, понять, что изобразил ребенок. При необходимости следует задать уточняющие вопросы: «А это что у тебя? Что ты нарисовал здесь?»

Важный психологический момент - интерес к рисунку со стороны взрослого и одобрение результатов творчества. Если ребенок с трудом согласился выполнить задание, нужно обязательно похвалить и одобрить результаты его стараний.

Это единственная методика из всей батареи заданий, где не присутствует явный оценочный компонент, испытуемому не задан образец для подражания и сопоставления с результатами собственного выполнения. Интерес со стороны взрослого позволит поднять самооценку учащегося, отчасти компенсировать его неудачи в предыдущих пробах и стимулировать заинтересованное выполнение последующих заданий. Для экспериментатора это - дополнительная проба на возможность и быстроту формирования положительной учебной мотивации.

Еще один важный момент - возрастные различия в изображении дома. Данная проба, как никакая другая из предлагаемых в данной батарее методик, чувствительна к возрасту учащегося.

Нарушения рисунка у детей 6-8-летнего возраста обычно негрубые и их можно отнести к вариабельности возрастной нормы. Говорить о нарушениях в данном случае можно, только подтверждая выявленные признаки результатами других проб. Однако с возрастом недостаточность оптико-пространственного восприятия проявляется в рисунке все больше. У детей 10 лет и старше рисунок остается таким же примитивным, упрощенным, как у 7-летних, для него характерны пространственные ошибки при рисовании объемных фигур. В целом, если двухмерное изображение дома в 7-8 лет можно считать нормой, то в 10-11 лет такое изображение можно оценивать как «уход» ребенка от решения непосильной для него задачи.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Полнота/сохранность образа дома - нарушение целостности образа; наличие-отсутствие основных деталей дома;

Нарушение пропорций изображаемых частей дома, нарушение симметрии;

Вынос деталей за пределы контура, расположение деталей в случайных местах;

Наличие-отсутствие трехмерности в изображении;

Нарушения в изображении трехмерности пространства;

Богатство, полнота образа-скудность рисунка;

Наличие исправлений (стираний);

Характер линий (оценка нарушений в развитии мелкой моторики): неровная, «дрожащая» линия; очень слабая, почти невидимая линия; линия с сильным нажимом, рвущая бумагу; многократные «наведения» по одному и тому же месту.

Ниже (рис. 3) приводятся примеры рисунков детей с дефицитарностью зрительно-пространственного восприятия.

5. Определение продуктивности кратковременной зрительной памяти (на материале геометрических фигур и их сочетаний)

Определение продуктивности кратковременной памяти на графическом материале позволяет исследовать не только объем памяти, но и способность к сохранению зрительных образов и точному их воспроизведению.

Учащемуся в течение 10 секунд предъявляется бланк с изображением девяти достаточно сложных для запоминания фигур. Бланк методики приводится в Приложении (рис. 2).

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу нарисованные геометрические фигуры. Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить».

После того как образец убран, учащемуся предлагается на чистом листе бумаги нарисовать как можно точнее те геометрические фигуры, которые он запомнил.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Объем запоминания. Нормальное запоминание - не менее 5 фигур. Засчитывается точное или с незначительными нарушениями воспроизведение образцов. Воспроизведение 4 фигур можно определить как пограничное состояние, вполне возможно, что в данном случае сказываются ситуативные факторы или Рисунок дома можно рассматривать также со стороны личностных проекций его автора - это может дать психологу дополнительный материал относительно условий развития и личностных проблем учащегося (см. Романова, Потемкина, 1991).

Точность воспроизведения. В данном случае оценивается наличие нарушений в изображении составных фигур. Например, круг вписан в квадрат, но, изображая эту фигуру, ребенок рисует крут внутри квадрата без касаний линии окружности сторон квадрата. Именно эти неточности изображения мы относим к незначительным нарушениям запоминания (особенно для детей 7-8 лет), фигура в данном случае засчитывается, так как данная неточность - скорее недостаток развития мышления, а не памяти. В то же время повторение подобных ошибок - уже диагностический признак, который должен учитываться экспериментатором.

Ошибки векторно-зеркального характера. К ошибкам данного типа относятся изображения фигур с поворотом на 90° и 180°.

Замены фигур. Так, часто восьмиугольник изображается как шестиугольник, квадрат может быть изображен как прямоугольник и т.п. Фигура из трех линий, сходящихся в центре, часто изображается как стрелка:

Интерференция различных образцов. Достаточно часто дети перемещают вписанные фигуры. Так, треугольник, в экспериментальном бланке вписанный в окружность, оказывается вписанным в квадрат, квадрат попадает внутрь окружности.

Рис. 4. Примеры выполнения задания на воспроизведение геометрических фигур по памяти

6. Разрезные фигуры (картинки)

Методика позволяет исследовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ученика, продуктивность которого определяется сохранностью затылочных и лобных зон коры головного мозга В качестве стимульного материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных (см. Приложение, рис. 3 - для первого-второго классов). Для третьих-четвертых классов можно использовать асимметрично разрезанные почтовые открытки.

Основная инструкция дается в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». То есть экспериментатор не называет предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок. - по деталям опознать предмет и. опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, - мы можем говорить о хорошем уровне наглядно-образного мышления.

Если, узнав фигуры, ребенок тем не менее осуществляет ручной поиск, пробные сочетания частей картинки, прежде чем найдет правильное решение, то такой способ свидетельствует о наглядно-действенном мышлении и недостаточном развитии наглядно-образного мышления. Этот второй способ (и уровень мышления в целом) является нормой для 6-8 лет, однако если ребенок в 10 лет решает задачу с помощью ручного поиска - это уже свидетельство отставания в умственном развитии, за которым стоит дисфункция названных выше отделов мозга.

Говорить о нарушениях образа-представления можно при узнавании ребенком предмета, но неспособности правильно собрать его из частей картинки. Если предмет не узнан - образ-представление отсутствует. Оба эти варианта свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия (нарушениях деятельности затылочных отделов мозга), за исключением случаев грубой педагогической запущенности - если допустить, что ребенку данный предмет не известен.

Недоразвитие действий самоконтроля и самостоятельной оценки результатов своей деятельности также свидетельствует о нарушениях зрительных образов-представлений и о снижении пространственного анализа, недоразвитии пространственного мышления. В данном случае ребенок не видит пространственных ошибок в конечном продукте. Чтобы понять, насколько устойчиво это нарушение, следует задать контрольный уточняющий вопрос: «Посмотри внимательно, все ли ты сделал правильно?» Неумение воспользоваться подсказкой взрослого свидетельствует о выраженной дисфункции пространственного анализа и синтеза.

Если учащийся не узнает предмет, дается «открытая» инструкция-помощь: "Сложи из этих: частей слона". Называние предмета взрослым должно помочь актуализировать образ с помощью слова. Если эта подсказка не поможет, следует отказаться от дальнейших попыток и корректно, не фрустрируя ребенка, вывести его из экспериментальной ситуации: «Хорошо, давай пока отложим эту картинку и вернемся к ней как-нибудь позже. Я уверен, у тебя все получится». Невыполнение задания с помощью словесной подсказки свидетельствует о включенности в зону поражения также и височных отделов мозга.

Дополнительным индикатором особенностей мышления ребенка может послужить спонтанная речь во время решения задачи. Развернутая внешняя речь уже свидетельствует об испытываемых трудностях и является демонстрацией умственного поиска правильного решения.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Наличие образа-представления (опознание предмета).

Метод решения: спонтанное (в уме) решение или решение посредством ручного поиска.

Наличие пространственных нарушений в конечном результате.

Наличие-отсутствие самоконтроля и оценки правильности выполнения.

Необходимость помощи со стороны взрослого («открытая» инструкция).

Время выполнения, наличие пауз и отказов.

Если учащийся не выполняет задание, отказывается от него и демонстрирует пассивность и отсутствие заинтересованности - со стороны взрослого необходимы дополнительные усилия по выяснению причин подобной инертности (наличие интеллектуальной патологии или проблем личностного характера). Это, однако, не входит в круг обозначенной нами проблемы нарушения зрительно-пространственного восприятия.

Ниже, в таблице 1, приводится краткое описание методик и критериев успешности выполнения экспериментальных заданий.

Под знаком * в каждом пункте таблицы указаны зоны головного мозга, ответственные за осуществление данных функций.




В период апробации программы наиболее показательными в плане положительных изменений оказались методики 3, 5, 6. На наш взгляд, это вполне закономерно, так как более сложные психические функции (а пространственное мышление, память, восприятие являются более сложными процессами, чем выполнение двигательных актов) отличаются большей нейрофизиологической вариабельностью. Кора головного мозга имеет большой запас нервных клеток, способных заменить поврежденные нейроны.

При выполнении проб 3, 5, 6 увеличивались темп и точность выполнения, самостоятельная активность учащихся, появлялась самостоятельная стратегия поиска решения задачи (вместо отказа от выполнения), уменьшалось количество пространственных и семантических ошибок при идентификации (опознании) изображения, возрастала продуктивность зрительного запоминания на фоне снижения оптико-пространственных нарушений в данной пробе.

Уточним, что повторное обследование проводилось через 4-5 месяцев, так что нельзя говорить об интерференции предыдущего экспериментального опыта.

Что касается рисунка дома - здесь наблюдались позитивные изменения не только в изображении пространства, но и в плане личностного благополучия ребенка. Однако в данном случае сложнее отделить влияние развивающих упражнений программы от, например, развития этих навыков на уроках рисования. Последнее замечание касается и развития динамического праксиса.

В целом, говоря о позитивной динамике, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях включенности ребенка в реальную жизнь нельзя не учитывать влияния естественного физиологического развития и взросления детского организма, положительного влияния школьного обучения в целом. Предлагаемая программа не претендует на ведущую роль и исключительность, она - лишь одно из звеньев в цепи усилий взрослых, ведущих ребенка к успеху, звено, способное, на наш взгляд, стать реальной помощью учителю в работе со слабоуспевающими учениками.

Статья из книги: .

Говоря простым языком, координация - это способность разных мышц работать согласованно. Это свойство организма сильно облегчает нам жизнь. Если оно хорошо развито, мы уверенно осваиваем езду на велосипеде, танцы, не падаем при гололеде, держим равновесие в общественном транспорте и так далее. У всех координация развита в разной степени. Кто-то «как слон в посудной лавке», а кто-то - сама грациозность. Многие утверждают, что улучшить эту способность невозможно, так она является врожденной, но это не так. Есть специальные упражнения на координацию, которые позволяют развить данные навыки. Для начала разберемся, как зарождается координация естественным путем.

Детство

Координация начинает развиваться в самом раннем возрасте, когда ребенок учится держать головку, переворачиваться, осуществлять какие-либо направленные движения. В дальнейшем, если правильно тренировать кроху, приобщать его к спорту или танцам, эта способность будет улучшаться. Став взрослым, человек уже не задумывается о координации и, как правило, меньше занимается физическими упражнениями. Тем не менее он никогда не будет выглядеть неуклюжим, выполняя ту или иную задачу, так как «мышечная память» сделает свое. Поэтому важно, чтобы с детства ребенок был активным и занимался спортом, при этом вполне достаточно любительского уровня. Вместе с тем заметим, что развитие координации возможно в любом возрасте. Прежде чем освоить упражнения на координацию, нужно оценить, насколько эта способность развита в вашем организме.

Оценка координации

Оценить себя вовсе не сложно, это займет буквально полминуты. Разберем простейший тест, который каждый мужчина, скорее всего, выполнял при прохождении Нужно стать ровно и вытянуть прямые руки вперед. Затем нужно закрыть глаза и попытаться указательным пальцем одной руки достать до кончика носа, после этого та же операция делается второй рукой.

Еще один простой тест заключается в следующем: став на одну ногу, нужно отвести вторую назад и взять ее рукой, а свободную руку вытянуть вперед. Простояв в таком положении 30 секунд, нужно поменять ноги.

Не стоит расстраиваться, если у вас ничего не получилось, специальные упражнения на помогут вам быстро освоить эту способность. Существует множество тренингов, но мы рассмотрим наиболее результативные и универсальные.

Комплекс упражнений на координацию

Главная цель - добиться независимости движений тела от зрительных ощущений и мозга. Делать упражнения на координацию можно как с использованием специальных тренажеров, так и сидя за рабочим столом. Поэтому даже самый занятой человек может поработать над управлением работой отдельных мышечных групп.

Простейшие упражнения для развития координации

1. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Затем упражнение нужно проделать с другой ногой. Чтобы усложнить тренировку, можно добавить повороты головой из стороны в сторону. При этом фиксировать взгляд, на чем-либо не нужно. По мере роста навыка можно пробовать закрывать глаза.

2. Прыжки со сменой ног. Выполнять нужно несколько минут.

3. В транспорте старайтесь удерживать равновесие, не держась за поручень. При этом не отходите далеко от поручня и будьте готовы в любой момент помочь себе руками. Иначе упражнение может привести к травмам и критике со стороны других пассажиров.

4. Исходное положение - одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела - порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.

Более сложные упражнения

Если первый комплекс вам дается легко, значит, не стоит заострять на нем внимание, переходите к более трудным тренингам.

1. Встав на одну ногу около стены, нужно бросить в стену мяч, а когда он отскочит назад, постараться поймать его без зрительного контроля. Затем то же самое нужно проделать на другой ноге.

2. Следующее упражнение - жонглирование. Начать нужно с простого - в каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. Теперь можно усложнить упражнение. Для начала попробуйте бросать мяч одной рукой, а ловить - другой. Когда этот навык выработан, попробуйте бросать мячи одновременно, но ловить со сменой рук.

3. Некоторые упражнения на координацию большинство людей помнит из уроков школьной физкультуры. Одно из них - вращение рук в противоположные стороны. К примеру, правая рука вращается по часовой стрелке, а левая - против. Проделав движение 10-15 раз, нужно поменять направление. Звучит просто, но далеко не каждый взрослый человек может выполнить это упражнение с первого раза.

4. Вытянув одну руку вперед, нужно вращать ею в одну сторону, а кистью этой же руки - в другую. Движения должны быть плавными. После 10-15 повторений нужно проделать упражнение с другой рукой.

5. Две руки вытягиваются вперед. Одна рука в воздухе будто рисует какую-либо геометрическую фигуру, а вторая делает произвольные движения. Проделав упражнение несколько минут, руки можно поменять.

Другие упражнения

Развить силу спины и рук, а также координацию отлично помогает ходьба на руках. Но это упражнение дается далеко не сразу и только тем, кто имеет хорошую физическую форму. Развить точность, реакцию и глазомер помогает такое упражнение: два партнера становятся около стены и кидают в нее мяч таким образом, чтобы он отскакивал от одного к другому. Более сложным вариантом подобного упражнения является игра в настольный теннис. Тем, кто хочет поработать над координацией, быстротой и ловкостью, подойдут прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Если хотите усложнить это движение, просто поворачивайте тело при каждом новом прыжке на 90 градусов или используйте сразу два мяча для каждой из рук. Простые прыжки через гимнастическую скамейку также являются очень эффективным способом поработать над координацией. Но прыгать нужно не в одном направлении, а в четырех (вперед, назад, вправо, влево). Гимнасты часто делают такое упражнение: подбросить мяч (или какой-либо другой предмет), сделать кувырок, поймать подброшенный предмет. Попробуйте и вы, это очень полезно для координации.

Координация и спорт

Развить ловкость, координацию, скорость, а также хорошо потренировать мышцы помогают командные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и прочие. Хорошо помогает также бег по пересеченной местности: из-за постоянной смены рельефа и необходимости перепрыгивать или огибать препятствия нервная система постоянно находится в напряжении, а тело - в полной готовности. Говоря про упражнения для развития координации движений, нельзя не упомянуть о тех видах физической активности, которые связаны с удержанием равновесия. Это может быть как слэклайн (ходьба по специальной стропе), так и простая ходьба по бордюру, рельсу, бревну и прочим длинным и узким поверхностям. Если вы уже освоили упражнения на равновесие, попробуйте одновременно с ним перебрасывать с руки в руку мяч или перекручивать его вокруг тела.

Заключение

Как можно заметить, координация развивается при занятиях практически любым видом спорта. Поэтому у тех, кто ведет активный образ жизни, обычно нет проблем с этой природной способностью. на координацию нужны тем, кто по жизни мало занимался спортом. А еще они понадобятся профессиональным спортсменам, которые намерены покорить новые высоты и не могут довольствоваться нормальным уровнем координации, ловкости и скорости. Главный вывод, который стоит вынести из этого разговора: врожденную способность можно развить в любом возрасте, поэтому тот, кто готов потрудиться, сможет улучшить свою физическую форму несмотря ни на что.